«Основа экономики будущего»: на выставке "Россия" обсудили промышленный суверенитет
На Международной выставке-форуме "Россия" состоялась пленарная сессия «Промышленный суверенитет — основа экономики будущего». Ведущие представители отрасли обсудили её состояние, перспективы развития и рассказали о своём вкладе в успех российского машиностроения. Мероприятие прошло в рамках Дня машиностроения.
Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков, открывая заседание, отметил, что машиностроение — одна из основ технологического суверенитета страны.
«Машиностроение — сложно структурированная сфера с 200 подотраслями и сотнями тысяч рабочих мест. Против нашей страны введены порядка 18 тысяч санкций, большинство из которых были направлены как раз на машиностроение. Но введённые ограничения стали окном возможностей. По объёму инвестиций в основной капитал промышленность опережает все остальные отрасли. Рост промпроизводства с 2018 года — 20%, а по итогам минувшего года мы ожидаем 7,5%. Производство представляет собой новую современную индустрию — 85% мощностей в обрабатывающей промышленности страны построено после 2000 года», — подчеркнул Василий Осьмаков.
Современная производственная база — необходимое условие для достижения технологического суверенитета, который, по словам Василия Осьмакова, является главным приоритетом, особенно в секторах авиа-, судо- и станкостроения.
«Высоких результатов позволили достигнуть три важные составляющие: внутренняя эффективность нашего Правительства, в частности Минпромторга РФ, межведомственное взаимодействие, а также сближение науки и образования с производством», — заявил депутат Госдумы РФ VIII созыва, председатель комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенёв.
В пример он привёл работу 15 научно-образовательных центров мирового уровня и передовые инженерные школы, количество которых в этом году было увеличено с 30 до 50.
«От импортозамещения мы уже перешли к технологическому суверенитету. Наш следующий шаг — технологическое лидерство. Нам очень повезло со страной и с президентом. Благодаря его решениям мы возродили промышленность после 2000-х и сегодня успешно противостоим беспрецедентному числу санкций», — подытожил Владимир Гутенёв.
Значимость судостроения отметил заместитель генерального директора по инновационному и техническому развитию АО «ОСК» Василий Бойцов.
«Достижению технологического суверенитета России во многом способствует судостроительная отрасль. Так, Северный морской путь сегодня является важнейшей транспортной артерией, а суда, построенные нами, обеспечивают беспрепятственную и регулярную логистику по нему. Россия — одна из немногих стран, обладающих всеми компетенциями в судостроении, мы создаём всю номенклатуру морской техники: от скоростных многофункциональных катеров до атомных подводных лодок и авианесущих кораблей», — сказал Василий Бойцов.
Продолжил тему генеральный директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков.
«Машиностроение — это огромное количество поставщиков. То есть один завод, выпускающий технику, тянет за собой множество предприятий. А предприятия, в свою очередь, требуют развития новых видов материалов, станкостроения, судостроения и т.д. В ближайшие годы нам совершенно точно предстоит развиваться. И тут я бы хотел сказать большое спасибо Министерству промышленности и торговли России, потому что за последние 10 лет была проделана титаническая работа, которая позволила нам выйти на совершенно новый уровень», — уточнил Сергей Серебряков.
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов рассказал, как компания достигла высоких результатов.
«В первую очередь, отрасли сразу удалось сфокусироваться на локализации продукции. Дополнительными драйверами развития и достижения технологического суверенитета стали господдержка, защита внутреннего рынка, а также совершенствование законодательства о такси и госзакупках. Благодаря этому LADA стала самым продаваемым брендом автомобилей в России, а объёмы производства в 2023 году выросли на 70%», — отметил Максим Соколов.
О пути к технологическому суверенитету рассказал заместитель генерального директора «Объединённой авиастроительной корпорации» по экономике и финансам Алексей Демидов.
«Сейчас у нас новый этап, новый вызов — импортозамещение. Главная задача — вывод на рынок авиаперевозок полностью российских лайнеров. Это сложная задача: немного стран в мире обладают такими компетенциями в авиастроении», — сказал Алексей Демидов.
По его словам, несмотря на то, что в 2022 году многие иностранные компании покинули Россию, «даже не допив кофе», корпорация продолжает реализацию передовых проектов, таких как МС-21 с уникальным композитным крылом, аналогов которому для узкофюзеляжных лайнеров нет во всём мире.
Международная выставка-форум "Россия" — это важнейшие достижения страны, собранные на одной площадке. В течение всего времени проведения выставки гостей ждут культурно-развлекательные мероприятия, насыщенная деловая и образовательная программа. Посетителям представлены экспозиции 89 регионов России, ведущих федеральных ведомств, корпораций и общественных организаций.
Экспозиция Республики встречала гостей Выставки 248 дней.
Документ опубликован на официальном сайте Кремля.
За время работы Международная выставка-форум "Россия" стала территорией единства и местом объединения всей страны.